Реклама

Реклама. 12+. ООО «Единое Видео». VK Видео: vkvideo.ru
Соглашение: vkvideo.ru/legal/terms. VK - ВК. erid: 2RanynDT8xa.

«Я была слаба телом, но сильна духом» Россиянка рассказала, как нашла себя и начала зарабатывать на том, что любит

Фото предоставлено Настасьей Зарапиной

Архангельский Север — край холодного моря, широких рек, чистейших озер и белых ночей, тишины и покоя. Именно здесь появились и развились такие художественные промыслы, как шитье жемчугом, чернение по серебру, резьба по кости и многие другие. Сегодня местные мастера возрождают и переосмысливают традиционные ремесла. Одна из них — жительница города Онега Настасья Зарапина, создательница бренда «ОСЕВЕР», под которым она шьет женскую одежду, в основе которой — русский северный культурный код. Настасья рассказала «Ленте.ру» о любви к родному краю и секретах своей техники.

«Первое платье я носила два дня не снимая»

«Быть дома в Онеге для меня счастье, создавать здесь красивые вещи — особый ритуал», — пишет на страничке своей мастерской «ОСЕВЕР» дизайнер одежды Настасья Зарапина.

Настасья родилась и выросла в Онеге — небольшом старинном городе вблизи Белого моря. «В детстве я не осознавала всей прелести места, в котором росла, — рассказывает дизайнер. — Онежский район — спокойный, красивый, светлый край. Это моя тихая гавань, где природа помогает восстановиться, зарядиться энергией. Вода вокруг, когда на нее смотришь, дает силы и успокаивает».

Вместе с тем Онежский край непрост. Человек здесь всегда на виду — новости, слухи, сплетни разлетаются с невероятной скоростью. Онега научила Настасью быть осторожной в отношениях с людьми, но при этом открытой сердцем. «Я люблю онежан, в них есть тепло, пусть оно и не сразу проявляется. Нужно время», — говорит она.

Творчеством Настасья увлекалась с детства. Рисовала, фотографировала, занималась в кружке шитья, сама создавала костюмы для выступлений. В 16 лет у нее появилась возможность съездить в Норвегию по программе обмена школьниками между двумя странами. Поездка эта произвела на девочку большое впечатление: она увидела дома, наполненные светом и цветом, семейные ужины, полные уюта, жителей в традиционных костюмах и современных одеждах, которые были недоступны в России, трепетное отношение к ремеслам. После школы Настасья изучала журналистику в университете в Архангельске, затем, переехав в Петербург, переключилась на фотографию и цифровой дизайн.

«Между фотографией, дизайном и модой — крепкая связь, — поясняет Настасья. — Мне удавалось свободно перемещаться в пространстве модной индустрии: фотографировать бренды, снимать талантливых людей, рисовать иллюстрации, потом начать шить одежду, используя опыт совместной работы с дизайнерами одежды и стилистами».

Мое первое платье, созданное по собственным лекалам в Петербурге, было желтого цвета и кроя «солнце». Я его до сих пор ношу: льняное, свободное и очень жизнерадостное. На него всегда обращали внимание, где бы я в нем ни появилась

Настасья Зарапинадизайнер

В 2017 году Настасья нашла двух профессиональных портных — закройщицу и швею, создала прототипы платьев и отшила их в большом цеху в Москве. Так появилась ее первая коллекция. Она была навеяна воспоминаниями об Онеге: льняные ткани, вышивка, отсылки к традиционному крою северных нарядов. К примеру, дизайнер перенесла силуэт северной рыбы в крой одного из платьев, цвет для льна нашла среди цветов морского побережья, а в вышивке использовала деревенские сюжеты.

«Одно из платьев из этой коллекции я носила пару дней не снимая, — вспоминает дизайнер. — Ездила в нем в метро, гуляла, фотографировала свадьбу друзей. Таким "выгульным" образом собрала много отзывов на наряд и убедилась, что делаю нечто уникальное и вызывающее глубинные приятные ассоциации с настоящим и душевным».

За первой последовала вторая коллекция — с «гребешками» (отсылка к деревянной волнистой отделке домов Онежского района). Потом Настасья сделала коллекцию домашнего и детского текстиля — гардины, скатерти, постельное белье со своими иллюстрациями. Свой бренд Настасья назвала «ОСЕВЕР», где «О» — это Онега.

Опыт выпуска первых коллекций оказался непростым — работать с большими пошивочными цехами в Москве и Петербурге было трудно, прибыли от готовых изделий почти не было. «Я все познавала в процессе, не обратившись за помощью к кому-либо, что считаю большой ошибкой, — говорит Настасья. — Также у меня не было команды — хотя бы менеджера по рекламе и продвижению, и человека, который отпаривает и упаковывает наряды». В 2020 году началась пандемия — и дизайнер взяла паузу.

«Нанесение рисунка досками на ткань — как медитация»

В 2022 году Настасья Зарапина вернулась в Онегу. Переезд оказался сложным: совпало все — смена места жительства, изменение имиджа бренда, восстановление здоровья после перелома кисти руки. «Я тогда была слаба телом, но сильна духом», — вспоминает Настасья.

Как раз в тот момент перед ней в интернете мелькнула гравюра — старуха с большой рыбой под мышкой. В этой картинке девушка увидела себя, только сегодняшнюю — юную, энергичную и стремящуюся вперед, несмотря на тяжелую ношу. Желание идти и держать нос по ветру Настасья отразила в рисунке, создав образ поморки с заплетенной косой, в платке и подоткнутом под пояс сарафане, а под мышкой крупная семга — символ Онежского края. Логотип отражает красоту, труд и стойкость поморских женщин. Так появилась «жонка с рыбой», ставшая фирменным знаком бренда «ОСЕВЕР».

Вернувшись к работе, Настасья создала коллекцию с верховой набойкой — старинной техникой, при которой рисунок наносится на ткань вручную с помощью рельефных деревянных досок. Еще в 2016 году она обучилась этому ремеслу у профессиональной мастерицы в Петербурге.

«В каком-то смысле практика нанесения рисунка досками на ткань — это как медитация, — говорит Настасья. — Я смотрю на пустое раскроенное полотно ткани, которое пока не имеет визуальных смыслов, затем позволяю уму расслабиться и упорядоченно или хаотично наношу принт на ткань. Оттиск в виде символа, разработанного мной, заполняет пространство и вызывает совершенно разные ощущения, мысли и чувства у того, кто видит уже готовое изделие».

Для верховой набойки по ткани Настасья использует доски из цельной древесины (например, граба) либо из клееной фанеры (это быстрей и дешевле), рисунок на них вырезает на фрезерном или лазерном станке. Узорами служат мотивы северной природы, фольклора, а также принты с набивных тканей и досок из музейных фондов.

В этом году Настасья Зарапина и ее знакомый графический дизайнер создали коллекцию набивных досок по северным мотивам: онежские белухи, карбасы, северное сияние, россыпи жемчуга, рыболовные сети и многое другое

Когда Настасья переехала в Онегу, сначала мастерская располагалась в старинном доме ее родителей. Но некоторое время назад дизайнер переместилась в проектную мастерскую «Чаю», которую совместно с инициативными людьми ей удалось открыть в городском Дворце культуры. Над коллекциями она трудится в основном в одиночку: разрабатывает дизайн, кроит изделия, набивает рисунок. А вот пошив изделий или разработку новых лекал обычно отдает онежским швеям или же передает заказ в небольшой цех в Архангельске.

«Мои шали вставляют в раму и вешают на стену»

Сегодня под брендом «ОСЕВЕР» Настасья создает самые разные наряды. Среди них — платья с набивным рисунком, напоминающим лемех, рубахи с принтом «жонка с рыбой», шарфы с рисунками, имитирующими средневековых животных, и даже кошельки «осташки», собранные мастерицей из остатков тканей от других изделий.

Прошлым летом Настасья сделала коллекцию шалей и шейных платков. «Платок — удивительный аксессуар, — поясняет дизайнер. — Он имеет разнообразное значение — как функциональное, так и символическое. Я всегда носила платки: в детстве приходилось, потому что бабушка не спрашивала, а просто туго завязывала под шапку, а иногда и поверх нее, а в юности носила их на шее — так красиво!»

Это важный элемент северной культуры. Он был символом достоинства и добродетели женщины.
У платка есть свой язык. Большую часть жизни женщина с ним не расставалась, и платок мог рассказать о ней многое: в каком она возрасте и семейном положении, какого сословия и в каком регионе живет

Настасья Зарапинадизайнер

Свои платки и шали Настасья шьет из льна и украшает набивными и цифровыми рисунками в сказочном стиле. По словам мастерицы, ими можно не только покрывать голову, но и носить на плечах, на руке, на поясе или — как украшение на сумке.

Говоря о нарядах, вдохновленных северным костюмом, Настасья отмечает, что не копирует их в точности, но шьет современную одежду, в которой есть тонкие связи с наследием: намеками, легким упоминанием, как бы запечатлевая и закрепляя то, что когда-то было настоящим и обыденным, а сегодня стало историей предков.

«Мне нравится переосмысливать традиционную культуру, — говорит она. — Переосмысление — некий инструмент, например, чтобы замедлиться и увидеть, как отличаются ритмы прошлого и настоящего, что было ценным тогда и какие ценности есть сейчас. В сравнении времен видны контрасты, с которыми впоследствии может работать дизайнер, ремесленник или художник. Это всегда интереснее, нежели в лоб воспроизводить сарафанный комплекс и бить себя в грудь: "вот она, истинная русская культура!" Русская культура прямо сейчас продолжает свой путь, наполняется, изменяется. Все, что сейчас современно, совсем скоро может стать старинным, традиционным. Такова наша реальность».

Пример такой философии в действии — свадебные костюмы для молодых, которые Настасья создала в прошлом году для проекта «Играем свадьбу» на Первом канале. Съемки проходили в Онежском районе, в деревне Большой Бор. По сюжету, главные герои одного из выпусков скрепляют союз на старинный северный лад — с венчанием в церкви, хороводами и рыбниками. Костюмы жениха и невесты тоже должны были напоминать одежду поморов.

Настасья в Московском музее декоративно-прикладного искусства на фоне нарядов для проекта «Играем свадьбу»

Настасья в Московском музее декоративно-прикладного искусства на фоне нарядов для проекта «Играем свадьбу»

Фото предоставлено Настасьей Зарапиной

На то, чтобы создать наряды, у Настасьи было ровно две недели. Дизайнер изучала архивные записи, снимки и живые образцы онежского костюма (а их — крупицы), смотрела онлайн музейные модели северных костюмов и обращалась к экспертам. На основе этого создала наряды в современной интерпретации поморской одежды. Так, на юбке невесты был нанесен растительный узор, выполнявший, как и раньше, функцию оберега, а на рубахе жениха были вышиты его инициалы, отмечавшие принадлежность к роду.

«Место, в котором я живу, заботится обо мне»

Как многие локальные мастера, Настасья Зарапина большую часть своих изделий продает через соцсети. Также она участвует в различных выездных ярмарках и фестивалях, на которых представляет свою одежду лично.

«Мои девчата (так я называю покупательниц) и ребята (редкое исключение, когда мужчина покупает у меня подарок для женщины) — это люди с тонким восприятием мира: чувствительные, чувственные, — делится наблюдениями мастерица. — Многие из них связаны с культурной жизнью, искусством, ремеслами, музейным делом. Я всегда смеюсь, когда так говорю, но мне думается, что это люди, которые любят скромно выделяться».

Настасья не ограничивается только шитьем одежды или созданием аксессуаров. В прошлом году она организовала в родном городе сообщество мастериц «Онежонки». Все его участницы, как и Настасья, возрождают местные ремесла, сочетая в своих работах северные традиции и современный дизайн.

Сегодня в сообществе «Онежонки» 13 мастериц. Обычно они собираются в проектной мастерской «Чаю»: гоняют чаи и мысли, придумывают проекты, проводят мастер-классы для жителей города и его гостей. Изделия, которые они изготавливают, очень разные: это и одежда, и головные уборы, и украшения, а также рамы для фото, панно, тканые изделия и многое другое.

«Часто, описывая работу с онежонками, я использую образ реки, — рассказывает Настасья Зарапина. — Я люблю наблюдать за рекой Онегой в разное время года, утром или вечером, в солнце или дождь. Она всегда меняется, неся свои воды, воды моря, воды океана. Наблюдая за ней, я успеваю увидеть и почувствовать так много! Создавая ремесленное сообщество в Онеге, я не думала, что мое намерение развить творческую креативную среду и найти поддержку в единомышленниках разольется целой рекой — с разными течениями и водами, такими прекрасными и близкими мне!»

В 2025 году платки и шали, созданные Настасьей Зарапиной, появились в продаже в двух магазинах в Москве. Спрос на изделия мастерской «ОСЕВЕР» увеличивается, дизайнер думает расширяться. Вместе с тем уходить в агрессивный формат массмаркета ей совсем не хочется — важно сохранять ощущение счастья от того, какую одежду, как и для кого она шьет.

Для меня нет большего воодушевления, чем видеть, как люди покупают мои изделия, как носят и как чувствуют себя в них. Мне хочется помочь другим ощутить любовь и счастье хотя бы через материальное — через мои изделия. Это делает счастливой и меня

Настасья Зарапинадизайнер

Настасья Зарапина уверяет: после возвращения из Петербурга в Онегу у нее поменялось представление о времени. Теперь его ровно столько, сколько ей необходимо, чтобы сделать все запланированное или отменить все и просто замедлиться: «Место, в котором я живу, заботится обо мне».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok